АКПП-Сервис
гидроблок

Гидроблок (мозги).Гидроблок. Клапанная плита. Гидроплита.Для чего служит Гидроблок в АКПП ("Мозги") -  Гидравлическая клапанная плита (Valve Body, гидроблок, блок клапанов) это гидро-"диспетчер", узел коробки передач, состоящий из клапанов, датчиков, аккумуляторов и соединяющих их каналов. Гидроблок распределяет\направляет давление масла от маслонасоса в нужный барабан сцепления для переключения передач в АКПП и блокировки гидротрансформатора. Можно сказать, что гидроблок исполняет роли - нашей ноги, нажимающей на педаль сцепления и - нашей руки, переключающей рычаг КПП, - кроме того он еще является самим таким рычагом а также еще и мозгом, передающим команды рукам и ногам. Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно и безошибочно переключающего передачи вверх или вниз - так запрограммированы "мозги" АКПП и по самому эффективному и экономичному сценарию производятся переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов - выравнивание скоростей валов - включение сцепления следующей скорости. Вся технология переключения на другую скорость отработана конструкторами настолько идеально, что разрыв мощности в самых интеллектуальных 6-ти... 8-ми ступенчатых автоматах при разгоне составляет менее 0.2 секунды. То есть практически бесступенчато. Настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что водитель может в самых нагруженных и агрессивных режимах выжимать из мотора максимум его возможностей. И малейшие залипания забитых грязью (или изношенных) клапанов приводят сначала к толчкам при переключении а позже и вообще к проскальзыванию сцепления. 

Старые гидромеханические клапанные плиты (20-го века) обладали весьма отработанной и надежной конструкцией и честно служили весь долгий срок жизни автомобиля не обращая на себя внимание по 15-30 лет.Основной проблемой гидроблоков долгие годы была "старость" отдельных элементов и "атеросклероз":- забившиеся фрикционной грязью клапаны, каналы, которые не дают пружинам возвращать клапан на место или соленоидам открывать этот клапан, (очистка решает эти проблемы)- процарапанные металлическим "мусором" поверхности каналов, муфт, золотников износ и протечки масла через них, (проверяется подачей давления воздуха от компрессора и определения критичности износа.)- другими частыми проблемами были износившиеся расходники: ослабевшие пружины, возвращающие плунжер на место, рассыпающиеся бумажные прокладки или изношенные металлические прокладки, стертые шарики, забитые грязью фильтры, задубевшая резина сальников и т.д. (замена расходников решает большинство проблем)"Старость" гидроблоков этого поколения АКПП наступала в конце ресурса самой АКПП и автомобиля и редко требовала их замены, кроме самых запущенных случаев. Только чистки и переборки.  

Конструкцию современных (6-ти ступенчатых) АКПП стали спроектировать таким образом, что гидроблок располагается не снизу, где его довольно трудно обслуживать, а сбоку, и инструкция по доливу масла (для примера - АКПП A960E Aisin) выглядит следующим образом:- На первом этапе, при снятии боковой крышки гидроблока (достаточно для смены соленоидов) - требуется долить всего 1.3 литра масла.- При более сложном ремонте - снятии и чистке гидроблока,  потребуется долить 3.9 литра масла.А уже при сложном обслуживании (когда снимается для ремонта "бублик"-гидротрансформатор) - 5.3 литра масла. И только при полном демонтаже АКПП производится полная смена масла. Таким образом интеллектуальный лидер производителей АКПП - Айсин Ко, конструктивно подготовила сервисы и владельцев к тому, что обслуживание АКПП делится на этапы:- первое обслуживание АКПП: чистка-замена соленоидов и ремонт со снятием боковой крышки и чисткой гидроблока (без дорогостоящего демонтажа-монтажа самой АКПП).- следующий регламентный уровень: Снятие и ремонт Гидротрансформатора с заменой изношенного фрикциона (или 2-3-х фрикционов в некоторых ZF 6HP26-32 или Мерседес).И только после этих регламентных работ потребуется капитальный ремонт всей трансмиссии с демонтажом. 

Что если ездить с неисправным гидроблоком?В зависимости от места неисправности, расплачиваться приходится по-разному.  возникают проблемы в случае протечек масла в разных местах гидроплиты: Одни протечки ведут к нештатной работе переключения 1-2, ... 3-4 скоростей.- другие - к неработающей блокировке трансформатора с вытекающими отсюда проблемами перегрева и перерасхода топлива,- третьи - к общему недостатку давления, что ведет к выработке металла осей и втулок. - Частая проблема для легендарных ZF-ских коробок 6HP26.Наиболее популярное место ремонтов - клапан включающий блокировку гидротрансформатора и соответствующий соленоид LockUp. Именно здесь проходит самое грязное и горячее масло, пока не очистится и не охладится, пройдя через поддон, радиатор и фильтр. Чем дольше золотники будут работать с крошкой, попавшей на поверхности скольжения, тем глубже царапины или истирания корпуса гидроблока. 

Ремонт и чистка

Ремонт современных гидроблоков начинается со сбора данных компьютера - кодов ошибок и чаще всего заключается в переборке гидроблока. Разборка и сборка с чисткой и заменой расходников - регламентная работа, которую каждый день делают во всех сервисах АКПП и которую производители автоматов рекомендуют делать одновременно с ремонтом гидротрансформатора и заменой фильтра. Не дожидаясь, когда фрикционы износятся до клеевого слоя, чтобы окончательно забить плунжера и истереть каналы плиты до недопустимых люфтов. Это как с тормозными колодками - если ездить до писка "железом-по-железу", то придется менять все.Чистку гидроблока многие делают самостоятельно, если запастись терпением, фотографиями и собрать опыт интернет-форумов по ремонту вашей трансмиссии.Реставрация гидроблоков - это работа совсем другого уровня. Гуру ремонта АКПП - американская компания Соннакс выпускает множество материалов, инструкций, инструментов и деталей, с помощью которых специалисты с золотыми руками и мозгами делают сложные операции по восстановлению работы изношенной гидроплиты.Но это настолько сложная работа с непредсказуемым результатом, что у большинства специалистов она кончается заменой гидроблока на новый. А замена "мозгов" - всегда недешевое удовольствие для тех, кто легко к ним относится.Самый легкий случай ремонта гидроблока - на раннем этапе болезни. Когда достаточно прочистить и промыть гидроблок, заменить его расходники и если понадобится - соленоиды.Нет, еще более легкий случай - это когда неисправна проводка, запитывающая соленоиды и датчики. Это - вообще делается за несколько минут и стоит совсем недорого. Поэтому прежде всего стоит исключить эту проблему, прежде чем подходить к гидроблоку с инструментами и безжалостным взглядом глаз. 

Описание изображения

АКПП-       Сервис 

© 2016 uKit